Творчество и обучение со STABILO
Теперь следить за новостями, участвовать в конкурсах, получать информацию о новинках вы можете в наших группах в соцсетях
Наши группы в соцсетях
Интернет-магазин Конкурсы рисунка

Мастер-классы от 10 лет и выше - Портрет

Мастерклассы / Мастер-классы от 10 лет и выше / Портрет

Изображение частей лица: Глаза и брови

При рисовании портрета глазам обычно уделяют особое внимание в силу их выразительности, значимости в общении с окружающими. Ключевую роль здесь играет умение передать внутреннее состояние, индивидуальные черты изображаемого человека. Для начала же нам предстоит  в общих чертах познакомиться с формой и понять, как сделать убедительный рисунок глаз и их «окрестностей» с технической точки зрения. Познакомимся с внешним видом глаза и важными для рисования составляющими:

1) глазное яблоко (все целиком), 2)  радужка, 3) зрачок, 4)верхнее веко, 5) нижнее веко, 6)складки верхнего и нижнего века, 7) покрывающая складка.

Сложность в рисовании глаз связана с тем, что большую часть мы не видим. Между тем, рисунок может получиться плоским и невыразительным из-за непонимания того, какие формы лежат в основе изображаемого предмета. Важно помнить, во-первых, что глаз находится в глазничной впадине, дальше и глубже, чем нос, брови и скулы и будет собирать на себе все тени от выступающих частей. Во-вторых,  видимая часть глазного яблока и прикрывающие его веки должны узнаваться как часть шарообразной формы. Это повлияет на расстановку акцентов и расположение теней. Складки вокруг глаз также «следуют» округлым внутренним формам. В-третьих,  линия бровей идет вдоль верхней части глазниц и стоит следить за расстоянием до самого глаза в каждом конкретном случае. На рис. 2 схематично показано, как глаза «вставляются» в глазницу (жирная линия), как пойдет глазная щель (видимый нами разрез глаз), складки и границы брови.

Изображение частей лица: Глаза и брови

Начнем рисовать с построения и обозначения основных контуров. Для этого нам понадобится лист плотной бумаги А4 и простой карандаш средней твердости. Линии построения рисуем легко, не сильно давим на карандаш. Наметим  область построения глаз: нос с переносицей примерно в центре листа, линии бровей и скул. Таким образом, у нас получилось две «зоны», в которые будут вписываться глаза. По центру проведем горизонтальную осевую линию.  Учтем, что лицо у нас может быть нарисовано с наклоном, и оно не плоское, а округлое, поэтому линия пойдет не строго прямо, а дугой. Находим внешние (ближе к уху) края глаз и отмечаем их на осевой.  Затем отмечаем внутренние – симметрично относительно носа. На оси должно получиться 3 примерно равных участка: расстояние между глазами условно равно длине одного глаза. Внутренние края глаз обычно ниже внешних, но у некоторых людей бывает наоборот. Также проверим, чтобы внутренние уголки глаз «сошлись» на одном уровне и оказались ниже переносицы. Если все так, мы молодцы, и идем дальше.

В области расположения глаз легко намечаем два шара и условные границы открытых век.

Изображение частей лица: Глаза и брови

Теперь аккуратно прорисовываем контуры разреза глаз и ослабляем линии построения. Форма разреза глаз напоминает листик или почку. При этом верхний выступ слегка ближе к внутреннему краю глаза, чем нижний (см. 5 рис. внизу). Во внутренних уголках глаз не забываем изобразить маленький мешочек  - слезник («слезное мясцо»).

Рисуем радужку глаза, часть которой будет уходить под веко. Мы видим ее целиком, если человек сильно раскрывает глаза от испуга или удивления. Внутри, по центру радужки изображаем зрачок. Его размер зависит от освещения, состояния человека и того, куда он смотрит: вдаль или прямо перед собой. Если мы будем рассматривать что-то вблизи, при сильном освещении и будем напрягаться, злиться или нервничать, зрачки сузятся. А когда посмотрим вдаль, в закатной полутьме и в полном покое, -  расширяться.  Рисуя радужку и зрачки, не забываем, что они смещены в одном направлении, т.к. глаза обычно смотрят в одну сторону, если только не пытаться рассмотреть кончик своего носа.

Изображение частей лица: Глаза и брови

Изображаем веки. Внутренняя граница у нас уже есть. Теперь добавляем внешнюю. Она пойдет вдоль, немного расширяясь к внешнему краю глаза. Больше заметны на нашем рисунке края нижнего века. Если посмотреть в зеркало, между глазным яблоком и ресницами будут видны тонкие розовые просветы – это и есть внутренняя часть век. Веки окружают глазное яблоко, как кожура мякоть плода. Представим, что кожура лопнула или ее надрезали, и получим  модель устройства глаза с веками. На рисунке в профиль хорошо видны толщины век. Важно учесть, что у внешнего края глаз верхнее веко заходит на нижнее. Когда мы глаза открываем, верхнее веко сжимается и частично уходит под покрывающую складку. Граница между ними становится хорошо заметной, кроме того, на самом веке образуются складки, идущие по округлой форме глаз. 

Переходим к бровям. Они пойдут вдоль верхней границы глазницы. Их внутренние края обычно чуть шире расставлены, чем уголки глаз, хотя бывает и так, что брови срастаются. Внешние концы или «хвостики» уходят дальше краев глаз к виску. Сама форма бровей во многом индивидуальна. Они могут пойти как две горизонтальные линии или  дугой, расходиться вверх, как галочка («v»), или наоборот собираться домиком («^»).  Мимические мышцы также существенно меняют положение и характер изгиба бровей. Кроме того, даже в спокойном состоянии, глаза и брови одного и того же человека могут слегка отличаться, т.к. для внешнего вида среднего здорового человека характерна небольшая асимметрия.

Изображение частей лица: Глаза и брови

Добавляем детали. Покажем направления роста волос на бровях. Легко обозначим важные для работы с тоном участки перехода форм:  отделим переносицу от лобной части («надпереносья»), выступов надбровных бугров, выделим височную линию (поворот от лба к боковой поверхности). Убираем лишние линии построения вокруг глаз. Добавляем ресницы, которые растут на внешнем краю век и никогда не слипаются с глазным яблоком. Подумаем, с какой стороны лица находится источник света, и легко наметим блики и распределение тона на радужке.

На следующем рисунке обозначены направления перехода форм, что нам поможет на следующем этапе работы с цветом. Можно не рисовать эти линии, но учитывать, когда накладываем штрих. Облегчаем рисунок и готовим цветные карандаши.

Изображение частей лица: Глаза и брови

Наша первая задача подобрать основные цвета и распределить их общими пятнами с учетом освещения. Более светлые (охристые, розовые оттенки)  у нас будут преобладать с правой стороны и на освещенной части лба. Светло-коричневый, красно-коричневый, малиновый – слева. В области разреза глаз и на белки можно добавлять голубой («белки» глаз не такие уж белые и освещены также неравномерно, как и все шарики). В тени (около носа, вокруг глаз, на складках, у выступающих частей скул и лба) используем более насыщенные оттенки коричневого, серый, фиолетовый, синий. На носу те же самые оттенки кожи усиливаются, т.к. он к нам ближе, а к краям лица – ослабляются, т.к.  они дальше. Штрих стараемся вести по форме (см. рис. 10). Если вы чувствуете, что цветовые пятна начинают «расползаться», можно пройтись сквозным легким штрихом по всему участку, используя главный цвет. Для радужки глаз в конкретном случае используем серый и сине-зеленый оттенки, также, не забывая о тенях и фактуре.

Изображение частей лица: Глаза и брови

В завершении дорабатываем распределение тона и делаем акценты. Важно посмотреть на рисунок в целом: как соотносятся между собой более и менее освещенные части, выступающие и находящиеся в глубине.  В нашем случае, было необходимо усилить тени под бровями и на глазах. Обычно в тень уходят участки глаз под верхними веками и в уголках глаз. Ресницы лучше выделить ярче, но избегать при этом обводки на глазах – это  делает рисунок плоским. На верхнем веке нужно добавить более яркий акцент в районе расположения радужки. Она оттягивает веко немного вперед и этот участок глаза оказывается наиболее приближенный к нам. Добавив тени на глазах, не забываем их уравновесить акцентами на окружающих и более выступающих частях: на носу, надбровных бугорках и скулах. Так мы добьемся эффекта объемного изображения. Рисунок готов. 


STABILO4KIDS.RU 2020