Творчество и обучение со STABILO
Теперь следить за новостями, участвовать в конкурсах, получать информацию о новинках вы можете в наших группах в соцсетях
Наши группы в соцсетях
Интернет-магазин Конкурсы рисунка

Мастер-классы от 10 лет и выше - Портрет

Мастерклассы / Мастер-классы от 10 лет и выше / Портрет

Изображение частей лица: Нос

Изображение характерной формы носа зачастую определяет узнаваемость портрета. Неслучайно, именно этой части лица уделяют так много внимания мастера пародии, художники, писатели. Форма носа ассоциируется с определенным складом характера, зависит от расовой принадлежности, пола, возраста, многих других внешних и внутренних факторов. Тем не менее, основные составляющие внешнего вида и внутреннего устройства неизменны у всех людей. Нос  по пропорциям составляет ¼ головы и по размерам сопоставим с ухом и длиной брови человека. Он «начинается» от лобной кости в области  «надпереносья» (1), расположенной между надбровных бугров (2). Далее идет наиболее низкая (вогнутая) часть – переносица (3). В средней части носа обычно выделяют верхнюю поверхность («спинку») (4) и боковые (5). Кончик состоит из вершины (6) и крыльев носа (7).     

Внутри располагаются тонкие и довольно короткие носовые косточки (1). К ним крепятся хрящи (2). В этой зоне иногда образуется возвышение, которое мы называем «горбинкой» (см. рис. в профиль). Если отростки носовых косточек приподнимаются, а хрящики идут вниз, нос получится с сильно выраженной горбинкой. Если же хрящики идут вверх, он будет курносым. Ниже по боковым поверхностям располагаются симметричные хрящи кончика носа, задающие его ширину и направление. Между ними иногда может образоваться ложбинка, и тогда мы видим слегка раздвоенный нос.

Изображение частей лица: Нос

 

Начинаем рисовать простым карандашом средней твердости легкими линиями. Проведем вертикальную осевую линию в центре листа. Она нам нужна для симметрии. Далее горизонтальную направляющую по линии расположения бровей. Помним, что голова у нас округлая, поэтому она будет слегка выгнутой. Первая задача найти область, в которой будет расположен нос. Немного ниже линии бровей обозначим переносицу, потом   нижний край носа. По длине откладываем то же расстояние, которое у нас получилось  для одной брови. Также нам пригодится наметить верхний край губы, где наш рисунок закончится. Ширину носа в верхней части задает расстояние между внутренними краями глаз.  Поэтому нужно условно наметить границы глаз (см. рис. 1 и 2). Края глаз у нас располагаются чуть ниже переносицы, а верхние границы век  - чуть выше. Возвращаемся к носу. Книзу он слегка расширяется. Поэтому от краев глаз нужно провести две расходящиеся линии, не доходя до нижней границы, и так мы получим ориентиры для  рисования крыльев носа.  Нижние края крыльев носа обычно чуть выше нижнего края кончика, поэтому рисуем на этой границе носа окружность.

Строим контуры самого носа. Нужно чуть-чуть отступить от нижнего края носа и наметить расположение  самой выпуклой части – вершинки. Оставшуюся длину носа делим на три части: 1) от переносицы до горбинки носа 2)средняя часть и 3) кончик носа. Область кончика носа в данном случае – самый длинный участок, а первый отрезок – самый короткий. Теперь наметим контур верхней поверхности носа – она будет ближе всего к нам и лучше всего освещена. Кроме того, на этой границе происходит переход к боковой поверхности носа, что важно показывать в рисунке штрихом.

Изображение частей лица: Нос

.Более подробно займемся кончиком носа. Два боковых хрящика постепенно сходятся к вершинке носа, образуя остро выступающий участок. Условно наметим его границы,  на рисунке в этом месте обычно находится яркий блик. По боковой поверхности идет спуск и плавный переход к крыльям носа. От вершинки до края носа сначала идет небольшой выступ вперед, а затем более резкий спуск  к перегородке между ноздрями. На рис. 5 (ракурс снизу и профиль) показано, как это происходит и заштрихована нижняя теневая поверхность носа. Этот участок при рисовании часто выходит плоским из-за недостаточного понимания его формы, поэтому мы его более внимательно рассматриваем.

Поправим и дополним все, что у нас получилось. Проверим симметрию, подровняем верхние и нижние границы носа, уточним контуры. По желанию можно добавить глаза и брови. Их мы рисовали в рамках другого мастер-класса. В данном случае лучше рисовать нос в некотором «окружении», чтобы легче было  распределять тон и акценты.  В крайнем случае, можно хотя бы линейно наметить, что где находится. После этого можно убрать все линии построения и ослабить контуры, т.к. далее мы будет работать цветными карандашами.

Изображение частей лица: Нос

Для начала распределяем тона на рисунке в целом. В данном случае больше освещена левая сторона снизу. Поэтому здесь будут преобладать более светлые и теплые цвета, а тени будут более насыщенными справа от носа. Отметим для себя, где будут не закрашенные области ярких бликов. Это кончик носа, часть спинки, участки возле глаз. Так же важно, что на самом носу цвета будут ярче, теплее, т.к. нос ближе выходит к нам. В «окрестностях» оттенки - более приглушенные. Как и в других случаях, закладываем тон кожи охристым, розовым карандашами. Штрихуем сначала легко. Не стоит акцентировать границы форм, лучше их выделять штрихом по форме. На носу, особенно на кончике, добавляем красно-коричневые и коричневые оттенки. В теневых участках – серый, темно-коричневый, можно фиолетовый. Важно не забыть тени в районе глаз и бровей, боковых поверхностей носа, около переносицы. Под носом тоже обычно есть выраженный теневой участок от кончика, но важно помнить, что сам этот участок перехода от носа к губам (носогубный фильтр) выступает и обычно хорошо освещен. В целом,  на начальных этапах важно распределить пятна в целом, не перетемнить, не использовать резких контрастов в тенях (яркие, теплые цвета), отразить переходы форм штрихом.

Изображение частей лица: Нос

В дальнейшем, мы можем поставить более яркие акценты и усилить цвет в тех участках, где это необходимо. Важно соблюдать градацию: на освещенных частях щек цвета более легкие, на боковой поверхности носа – более насыщенные, но затененные, на спинке носа – наиболее яркие. При этом важно «закруглить» штрихом границу перехода от боковой поверхности к спинке носа и выделить округлые формы кончика носа. На вершинке поставить яркие акценты. Область надпереносья уходит ото лба вниз, поэтому там будет тень. Тени на нижней поверхности носа и под носом стоит рисовать очень осторожно. Край, где находится переход от выступающей поверхности к малозаметной нам нижней части носа, нужно выделить тенью, но не линией, а легким штрихом. По самому краю носа нужно оставить участок более светлой тени. А тень в ноздрях и под носом сделать насыщенной, но так, чтобы она «не спорила» с акцентом на носу. Распределение акцентов и цветов на глазах и бровях можно посмотреть в описании мастер-класса по этой теме. Если рисунок уже выглядит цельным, а нос объемным и выступающим, мы с гордостью завершаем работу.

 


STABILO4KIDS.RU 2020